Интересные факты

Интересные факты из истории Еглинского озера и окрестностей

•    Название озера происходит от слова «егли»: на языке древних русичей, использовавших новогородско-псковский диалект, это слово означает «ели».
•    На гербе Бокситогорского района, или по-старому Тихвинского уезда Новгородской волости, изображены сосны и медведь.
•    Множество рек и озер служили транспортными водными коридорами для торговли во времена Древней Руси. Купцы-норманы называли Русь «Гардарикой», что значит «Государство городов».
•    От населявших эти края  в I веке нашей эры язычников-вепсов в лесах по сей день сохранились ритуальные каменные сооружения.
•    Одна из заметных достопримечательностей края – Антониево-Дымский монастырь на берегу Дымского озера. Он был основан по велению Александра Невского и несколько раз в своей истории перестраивался. От последних исторических построек XVIII века к нынешнему времени сохранилась лишь колокольня,  но монастырь, пройдя все перипетии эпох, в том числе  богоборчество начала и середины XX века, остается действующим культовым сооружением.
•    Активное развитие края началось при Петре Первом, который планировал здесь Тихвинскую водную систему. Это сооружение должно было соединить Неву с Волгой с помощью рек Мологи и Сязи, возродив древний торговый путь из Волги в Прионежский край и далее за границу. Указ о его создании был подписан 28 мая 1712 года.
•    Поначалу предпроектными исследованиями местности по указу Петра занимался английский инженер Джон Перри, но позже император выгнал англичанина за недостаточное радение.
•    Основать первое поселение на месте будущих работ был послан мастеровой крестьянин Ефим. На правах свободного человека он получил здесь земельный надел – и сейчас на этом месте стоит населенный пункт Ефимовское.
•    Петр Первый в какой-то момент решил своими глазами посмотреть те края, где задумывал будущий водораздел. На северной стороне Тихвинского канала недалеко от озера Крупино был выстроен деревянный сруб на каменном фундаменте, в котором Петр I около 1716 года сделал остановку.
•    Сохранилась такая историческая байка: на прошение некоего жителя деревни Великий Двор по фамилии Ханженков, дерзнувшего обратиться к самодержцу с просьбой выделить лес для починки дома, Петр ответил: «Дайте этому ханже лесу».
•    Тихвинская водная система не была построена при жизни Петра Первого. Только в 1802 году праправнук Петра, Александр I, утвердил проект «русского голландца» Франца Павловича де Воллана по созданию этой системы. За воплощение проекта в жизнь де Воллан получил звание «первого инженера русской армии». Общая протяженность Тихвинского водного пути составляла 869 верст 87 сажен (898 км). Путь занимал 29 дней.
•    В 30-х годах  прошлого века на Тихвинском водном пути открылось пароходное сообщение. Пароходы «Смелый» и «Новый» перевозили пассажиров и грузы. После Великой отечественной войны по каналу курсировали пароходы «Кемка» и «Пушкино».
•    Водная система прослужила почти полтора века и была закрыта в 1956 году, поскольку более актуальными стали другие способы транспортного сообщения.
•    В настоящее время богатый лесной край набирает популярность в качестве туристического объекта, привлекающего охотников, рыболовов и просто любителей изумительной русской природы.